' ' | Две единичных кавычки. Ставятся с клавиши "Э" ("Є") в английской раскладке клавиатуры. Между ними записывают текстовые переменные или просто текст, который необходимо вывести. |
( ) | Круглые скобки. Используются во многих местах программы для обозначения того, к чему именно будет применена идущая перед ними команда. Например, Write (a) - напечатать значение переменной а. Sqrt (x+y) - извлечь квадратный корень из суммы x+y. |
. | Точка. Одна точка встречается в самом конце программы, после слова end. |
.. | Две точки. Служат заменой слова "до" при задании массива. Например, запись [1..20] означает, что мы задаем массив, состоящий из одной строки, содержащей 20 элементов. А запись [1..8,1..10] означает, что мы задаем массив, содержащий 8 строк по 10 элементов в каждой. |
:= | Команда «Двоеточие равно» по-научному называется «оператор присваивания». А по поведению похожа на гопника. Комбинация «Двоеточие равно» никого ни о чем не спрашивает. Она берет ячейку памяти из левой части, и засовывает туда результат действий из правой части. Если в ячейке уже что-то было – старое значение стирается, и туда насильно вписывается новое. Разбой и хулиганство, одним словом… |
; | Точка с запятой означает, что строка закончена и следует перейти к выполнению следующей команды. |
[ ] | Квадратные скобки позволяют указывать номер элемента в массиве, чтобы обратиться к конкретному элементу. Например, запись a[8] означает, что в одномерном массиве по имени a (строке, где каждый элемент зовут а, но не просто, а еще с номером, как в семье, где у всех одинаковая фамилия - а, и разные имена - номера), мы обращаемся к восьмому по счету элементу. А запись a[i,j] означает что мы обращаемся к элементу а, стоящему в i строке на j месте. |
{ } | Фигурные скобки нужны для обозначения комментария в программе. То, что внутри фигурных скобок, компьютер не пытается выполнять. Поэтому используют их в двух случаях: когда рядом с каким-то блоком программы хотят объяснить, что именно делает этот блок, или когда программа не работает как надо. Тогда мы берем в такие скобки кусочки программмы, чтоб выяснить, в каком блоке у нас ошибка. |
= | Просто «равно» - это интеллигент, старенький профессор. Который вежливо спрашивает: «Скажите пожалуйста, а правая часть выражения таки равна его левой части? Да? Нет?» Т.е. обычный знак «равно» - это оператор сравнения. |
array | Объявление массива. Массив нужен, если мы хотим задать сразу много переменных, имеющих один тип и выполняющих одинаковую работу. Тогда мы пишем в разделе Var a: array[1..150] и задаем сразу 150 переменных по имени а с разными номерами: a[1], a[2], … , a[150] |
assign | Если мы хотим вводить данные не с клавиатуры (как маленькие), а из файла (как настоящие программисты), мы должны сказать компьютеру, что некая переменная у нас с этого момента будет брать значения из определенного файла. Пишут так: assign (f, 'input.txt'); |
Begin | Начало. Может означать начало программы, а может встретиться и внутри программы, если, например, при выполнении какого-то условия нужно сделать несколько действий. Тогда Begin - это как бы открытая скобка, показывающая, что с этого места программы начинаются действия, которые надо выполнять. |
Char | Тип переменных. Этот тип нужен, если мы работаем с символами, записанными по одному. Например, с буквами, или знаками «+» и «-». Или даже с цифрами, но, во-первых, 15 – это будет уже две переменных типа Char, потому, что в одну такую переменную помещается только один символ, а во-вторых, цифры в Char нельзя складывать. Применять математические действия к таким переменным нельзя. Много другого, тоже полезного, делать можно. |
close | Если мы работаем с файлами, из которых берем информацию или, наоборот, в которые складываем результаты, то после окончания работы с файлом его надо закрыть. Close(f) - закрыть файл, ассоциирванный с f. |
div | Помните, в начальной школе вы еще не знали, что бывают дробные числа? Тогда вы делили одно число на другое "с остатком". Иногда в программах нам понадобится такое деление. Так вот, если 7:3=2(1 остаток), то 7 div 3 = 2. Это целая часть, получившаяся при делении. |
do | "Делать". Часть оператора цикла For. Пишут так: For i:=1 to 5 do, что означает "Для i от 1 до 5 делать…" - дальше вы напишите, что именно вам надо сделать, в данном случае, 5 раз. |
else | Иначе. Используют вместе с оператором If. Если основное условие не выполнилось, то будут выполнятся действия, прописанные после оператора else. Кстати, очень важно, перед этим оператором НЕ СТАВЯТ точку с запятой в предыдущей строке. Исключение! |
end | Конец. Если с точкой - то конец всей программы. Если с "точкой с запятой" - то закрытая "операторная скобка", обычно - парочкой к Begin, но есть и одинокие варианты end. Например, оператор case не содержит Begin, но заканчивается end. |
eof | Очень удобная команда. While not eof (f) do означает читать файл f пока он не закончится. При этом вам совершенно не надо знать, какой длины ваш файл. Сказали - читай до конца, комп и читает… |
file | Это тип данных, который позволяет потом использовать переменные этого типа для чтения информации из файлов или записи информации в файл. |
For | Оператор создания цикла. Если вам надо вывести какое-то слово 150 раз, вы конечно можете писать его 150 раз вручную. А можете просто задать цикл For i:=1 to 150 do, и ваша задача выполнится 150 раз. Правда, если вы не знаете сколько точно раз надо выполнить действие, этот цикл не подходит. |
goto | Если до раздела Var вы прописали Label 1,2,3; а потом в середине программы некоторые строчки начинаете с 1: 2: 3:, то с помощью оператора goto 2, например, вы можете отправиться прямо к строке, начатой с 2: перескочив на сколько угодно строк вниз или вверх по тексту программы. |
if | Если. Оператор логического ветвления. Позволяет проверять условия, и, если условия выполнились, выполнять одну группу действий, а если нет - другую. Иногда сопровождается else. |
input.txt | Так будет называться текстовый файл (созданный в программе Блокнот), в который мы сможем записывать данные, которые компьютер должен обработать в процессе программы. А в файл output.txt он уже запишет результат самостоятельно. Кстати, чтоб все работало, этот файл должен лежать в одной папке с вашей программой. Ну, или пишите длинный путь к файлу, начиная с имени жесткого диска... |
Integer | это целые числа от -32 727 до 32 727. Число 33 000 и даже 32 728 компьютер уже целым не считает. У него в голове такое длинное число не укладывается. Что делать, если нужно работать с большим числом или с дробью? Для этого есть другой тип. |
Label | Если до раздела Var вы прописали Label 1,2,3; а потом в середине программы некоторые строчки начинаете с 1: 2: 3:, то с помощью оператора goto 2, например, вы можете отправиться прямо к строке, начатой с 2: перескочив на сколько угодно строк вниз или вверх по тексту программы. |
mod | Помните, в начальной школе вы еще не знали, что бывают дробные числа? Тогда вы делили одно число на другое "с остатком". Иногда в программах нам понадобится такое деление. Так вот, если 7:3=2(1 остаток), то 7 mod 3 = 1. Это остаток, получившийся при делении. |
output.txt | Так будет называться текстовый файл (созданный в программе Блокнот), в который компьютер будет записывать результаты, получившиеся в результате работы программы. Кстати, чтоб все работало, этот файл должен лежать в одной папке с вашей программой. Ну, или пишите длинный путь к файлу, начиная с имени жесткого диска... |
Program | Самое первое слово в прграмме. Назовите свою программу, например Program prim1; |
read | Останавливает выполнение программы, и ждет, пока пользователь введет что-нибудь с клавиатуры. Получив информацию, проверяет, соответствует ли она заказанному типу переменной. Если да - запоминает в указанную ячейку памяти. Если нет - выбрасывает из программы с сообщением об ошибке. Read (g); - запомнит переменную в ячейку по имени g. |
readln | Аналогично read, только после выполнения уйдет на новую строчку на экране. |
Real | это
не только большие положительные или отрицательные числа, но и дробные числа.
Запомните, компьютер будет следить за тем, чтоб ваши переменные ВСЕГДА были
нужного типа. Если вы сложите два целых числа, умножите целое на целое или
отнимите от одного целого числа другое, вы все равно получите целое число. А
если вы разделите целое на целое? Результат может быть и дробным. Поэтому
переменная, которая получается в результате деления, должна быть типа
Real. Числа, которые компьютер выводит на экран в этом типе, выглядят непривычно. Вот так, например: 3,2000000000Е+4 это 32 000 3,2000000000Е-2 это 0,032 Откуда я знаю? Все просто. Считайте, что знак «+» после буквы Е означает слово «умножить», а знак «-», соответственно, «разделить». Сама буква Е означает, что делить и умножать мы будем на число 10. А число после знака указывает, сколько раз мы должны выполнить это действие. Когда-нибудь на уроках математики вам расскажут о «стандартном виде числа», т.е. о том, что любое число можно записать в виде десятичной дроби, умноженной на 10 в какой-то степени, например: 3,2·104 = 3,2·10·10·10·10 =32 000 Но вы быстро привыкните к этой записи и перестанете обращать на неё особое внимание. |
reset | Открывает для чтения внешний файл, input.txt |
rewrite | Открывает внешний файл для записи |
sqr | Возводит во вторую степень выражение, стоящее внутри его скобок. Например, sqr(x)=x*x; sqr(x-y)=(x-y)*(x-y). |
sqrt | Извлекает квадратный корень из выражения, стоящего в скобках сразу после sqrt. Например sqrt(81)=9, sqrt(d+e)=квадратному корню из суммы d+e |
String | это уже не одна буква, а много. Целая строчка разных символов. Можно даже с пробелами между словами. Надо записать ваше имя – берите тип String. Если, конечно, вас зовут Ы – тогда можно и Char. Но если в вашем имени больше, чем одна буква – тогда String. |
text | Тип переменных. Этот тип нужен, если мы работаем с файлами input.txt и output.txt. Чтобы что-то прочитать из этих файлов или что-то туда вписать, мы заводим две переменные типа text, которые и будут у нас работать с этим файлами. |
then | Тогда. Один из кусочков оператора If. If (a>b) then |
to | До. Используют внутри оператора For, чтоб указать, до какого числа нужно выполнять действия. For i:=1 to 10 do - выполнять действия 10 раз, пока i меняется от 1 до 10. |
Var | Раздел объявления переменных. Подробности читай в первом уроке. Там про борщ и яичницу… |
while | Пока. Мы не всегда знаем точное количество повторений цикла. Если мы подключили внешний файл, можем сказать "считывай переменные, пока они в этом файле не закончатся" (см. Eof). А если мы, например, должны считывать по одному символу в предложении, пока не встретим точку? Тогда While a[i]<>'.' и дальше по программе. |
write | Печатать на экране. Если надо напечатать значение переменной, она пишется посто так, и называется "числовой блок". А если текст - то берем его в одинарные кавычки, и будет у нас текстовый блок. Текстовые и числовые блоки внутри оператора разделяют запятой. Например, переменная а=15. Тогда запись Write ('a=',a); выведет на экран а=15, запись Write ('a'); выведет на экран а, запись Write (a); выведет на экран 15. |
writeln | То же самое, что и Write, только после выполнения уходит на новую строку. |
Массив | Вот надо вам задать кучу одинаковых переменных. Вы, конечно, можете задавать каждую из них вручную, через запятую… Но лучше прочтите, что такое array. |
Переменная | Задачи на компьютере почти никогда не пишут для решения конкретного примера с конкретными цифрами. Например, мы хотим написать программу, чтоб узнать сколько будет 2+3. А если через 5 минут мы захотим узнать, сколько будет 4+1, нам что, еще одну программу писать? Конечно, нет. Поэтому, когда мы пишем программу, мы говорим компьютеру, чтоб он приготовил ячейку памяти а и будем её использовать для первого слагаемого. Чтоб он не забыл про ячейку памяти b, для второго слагаемого. И ячейку памяти c, чтоб было куда запоминать результат. И программа у нас будет про то, что a+b=c. Тогда мы сможем подставлять при запуске программы любые числа, и узнавать их сумму. |
Цикл | Когда необходимо выполнять одни и те же действия несколько раз, используют цикл. Например, For. Или while. А когда какой - прочти выше. |
Хотите стать программистом? Научиться писать программы? С чего начать? Давайте начнем с языка Паскаль.
Словарик
Подписаться на:
Сообщения (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий